Русский народный календарь - Вербное Воскресение


В.Г.Холодная,
научный сотрудник РЭМ
Вербное воскресенье — воскресение на шестой неделе Великого поста, последнее воскресенье перед Пасхой. В этот день церковь отмечает двунадесятый Господний праздник — Вход Господень в Иерусалим.
Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос…На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.
В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев («ваия», «пальмы»). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста — «седмица ваий», а воскресенья — «цветоносное». У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: «Вербное воскресенье», «Вербная (или Пестрая) неделя», «Вербница», «Вербич».
Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.
В городах допетровской России Вход Господен в Иерусалим отмечался с особой торжественностью. В 16 — 17 вв. в Москве, Новгороде, Ростове, Казани, Астрахани и Тобольске кульминацией празднества был крестный ход, во время которого царь или глава городской администрации вел за узду коня, замаскированного под осла, на котором восседал патриарх или местный архиерей (см. Шествие на осляти). Шествия проводились ежегодно вплоть до 1697 года и были отменены указом Петра 1 вместе с патриаршеством.
Христианство связывает с Вербным воскресеньем идею милосердия и человеколюбия, которая в патриаршие времена находила в день праздника конкретное воплощение. После торжественного шествия патриарх принимал в своих палатах, в трапезной, калек, убогих и нищих, которых собственноручно с большим почтением к ним потчевал, затем омывал им ноги, а в завершение — одаривал милостыней.
В 19 в. празднование значительно упростилось. В субботу, а особенно в воскресенье, в церкви проводились праздничные службы и разрешалось послабление поста. В деревнях в эти дни старались не работать, а к празднику готовили разнообразные кушанья из рыбы, пироги — рыбники. В городах и в сибирских деревнях обязательным блюдом субботнего праздничного стола была икра. Канун Вербного воскресенья в некоторых местах (например, в Городищенском у. Пензенской губ.), шумно и весело праздновала молодежь. За три-четыре дня девушки начинали собирать продукты, из которых в субботу варили брагу, готовили рыбный «курник», кашу и пекли гречневые блины. В полночь молодежь с пением песен выходила на улицу. Около ворот каждого дома, где жили новобрачные, парни и девушки останавливались и кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». В избе слегка ударяли спящих вербой, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез»; «Вставай рано, бей барана»; «Бьем, чтобы быть здоровым». Последней били молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота. Вернувшись в избу, где заранее было приготовлено угощение, молодежь веселилась, ела блины и кашу, а остатками угощали мальчиков, приходивших на утро поздравлять с праздником.
В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Утром праздничного дня взрослые хлестали веточками вербы детей, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!». Освященные веточки хранили весь год или до Егорьева дня, когда ими выгоняли скот, на божнице.
Кое-где к вербному воскресенью или к его кануну, Лазаревой субботе, приурочивали встречу весны. Женщины и девушки водили хороводы с пением весенних песен, иногда в этот день качались на качелях.
Этнография праздников. Вербное воскресенье
Источник: Славянские древности. Этнолингвистический словарь под редакцией Н.И.Толстого. М.: Международные отношения, 1995. – С.336-338.
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ – последнее воскресенье перед Пасхой… Посвящен в народной культуре весеннему возрождению природы, вегетации, вербе: отсюда название рус. урал. Вербuны, укр. и бел. Вербна недiля, Вербница, Вербная нядзеля, Вербiч, серб. Врбица, болг.- Врьбница, др.-слав., дp.-pyc. Праздникъ вьрбьны (Изборник Cвятослава, 1073 г.); цветению: с.-х. Цвиjети, словен. Cvуtnica, Сventa nedeljа, болг. Цветница, макед. Цветници…
Канун В.в. во многих русских деревняx праздновался весело и многолюдно. В субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу, рыбный курник. В полночь молодежь обходила дома с песнями. У ворот кричали: «Отoпри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!». Войдя в избу, слегка били ветками вербы со словами: «Верба хлест, бей до слез!», «Вставай рано, бей барана!», «Бьем, чтобы быть здоровыми» (Городищевский у. Пензенской губ.).
Битье вербовой веткой в В.в. распространено у вост. и частично юж. славян, поляков и чехов. Битье …совершaeтcя обычно утром, после освященния вербы, у церкви или у дома и, как правило, с приговopoм: рус. «Верба красна, бей до слез, будь здоров!» (саратов.); укр. «Не я бью, верба бье / За тыждень — Велыкдень; / Будь велыкiй, як верба, / А здоровый, як вода /, А богатый, як земля» (чернигов., Марк. ОПК:4); бел. «Вярба б'е — не я б'ю; / за — тыдзень — Вялiкдзень / Хвора у лес, на верас / А здароуе у кocцi. / Будзь здароу, як вадa, а pacцi, як вярба» (с.-зап., Весн.п., № 621). Чаще всего взрослые бьют ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью повсюду хлестали скот; в Белоруссии (вероятно, в северной ее части) скот, кА и людей, и пчелиные ульи, били трижды, а затем шли в огород и на озимое поле и там, после тpexкpaтного битья земли, втыкали ветку Вербы в землю; наконец, шли хлестать вербой могилы своих близких. В той же Белоруссии в Гродненской губ. в начале XIX в. Привозили в церковь для освящения большую вербу с корнями, после службы обламывали ветки и разносили их по домам. В Польше, в Мазовии молодежь стегала друг друга вербовыми прутьями — «пальмами» (pa/тowala siе), приговаривая: «Palma bije nie ja bije / Wielki Dzieп zа tуdziеп» [Пальма бьет, не я бью. пасха через неделю] (Dwor.КSLW:75); в некоторых селах стегали только девушки парней… В Чехии … наоборот, парни хлестали ветками орешника своих девушек, «чтобы были проворными и бойкими». В то же утро В.в. у кашубов хозяин шел к соседу и бил его слегка веткой вербы с пушистыми почками (kotkami), повторяя… Верба бьет; я не бью. Через неделю Пасха — Великий день, через три дня и три ночи Пасхальная ночь… (Malic.ROK:35)…
Проглатывание вербных почек-шишечек в В.в. было известно на Украине, где дети съедали почки, «щоб горло не болiло», в Белоруссии, где это делали еще в церкви при раздаче вербовых веток, и в России (в частности, в Ярославской губ.), где ix запекали в хлебцы и скармливали cкоту. В Костромской губ. в В.в. пекли печенье барашкu в виде вербовых почек, а накануне, в Лазареву субботу, пекли лесенки. В Полесье, на Пинщине, в В.в. при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, «чтобы не болели зубы и не было лихорадки».
Отнесение освященных веток на кладбище к покойникам-родителям совершалось в В. в. в Белоруссии, гдe веткой вербы трижды хлестaли по могиле; в польском Поморье, у кашубов, в 3ап. Украине (Львовщина), в Словакии (Новоград и Гонт), в Хорватии (Синь и Лика), где кизиловую ветку, увитую плющом, втыкали около могильного креста, «чтобы в домашнем хозяйстве все спорилось и преуспевало — шло в гору» и в Болгарии (Добруджа), где вербовые прутики втыкали в могилы всех родственников. У болгар-капанцев (с.-вост. Болгария) в В.в. женщины шли на рассвете на кладбище с веточками вербы, кадильницами, ладаном, водой и кукурузной соломой; кадили на могиле, втыкали в нее вербу и жгли огонь…
Венки из освященной ветки вербы делали в В.в. болгары и македонцы; молодежь ходила с венками к реке и бросала их в воду. Тот, чей венок уплывал впереди других, считался победителем и назывался крестник 'крестный', а остальныe были комци 'причасmые'. Они на Пасху приходили к крестному' с красным яйцом (Горно-Оряховско). Венки обычно вешали дома, у иконы «на здоровье» (Пловдивско, Добруджа), туда же клали ветки вербы.
Средством от гpoмa, грозы и бури считалась верба, освященная в В.в.
Словенцы в В.в. делали связки из веток вербы или нескольких лиственных растений (вербы, орешника, ясеня, липы и др.) и называли их butarа, диалектное vejпik, vevnik, сvetovec, cvetпik, snор и т. п. «Бутара» могла быть полутора-, двух- или трехметровой палкой, украшенной вербовыми ветками, орехами, яблоками, пряниками, могла быть и просто связкой веток. Ее освящали в церкви, приносили домой, с ней троекратно обходили дом (Дравская долина) или ею хлестали двери дома (Любляна), а также вешали во дворе на дерево, клали под стреху, несли в хлев, на пчельник, на козелец, где сушится и хранится сено. «Бутара» предохраняю от грома и града, употреблялась при первом выгоне скота, первой пахоте, при болезнях. Ее жгли при грозе и ее дымом окуривали помещения и скот «для здоровья».
Умывание цветами, т.е. водой с цветами, в В.в., сорванными накануне, совершалось сербами.в центр. Боснии (Височская Нахия). В зап. Словакии (около Вранова) было принято в В.в. рано утром ходить умываться из ручья. Сербы Косова Поля варили на обед в В.в. Цветницу — фасоль… Болгары в Добрудже считали обязательным пригoтовить рыбу, как и на Блaгoвещение.
Группы Девушек — лазарки, ходившие у болгар и сербов по дворам в Лазареву субботу, во многих случаях продолжали свои магические действия в В.в. Выходя из церкви с освященной вербой, они кумичали, т. е. заключали между собой дружеский союз …(с.-вост. Болгария). У сербов в В.в. лазарки ходили с вербовыми ветками, (Косово Поле) и иногда затыкали их в дверях дома, хлева, в ворота (Банат)…
Егор Гамаюн

Душеведенье, Наследие, Православие
Рекомендуем статьи:
Из этой категории
-
О таком явлении как "бесконтакт" в боевых искусствах
14 августа - ПЕРВЫЙ СПАС. МЕДОВЫЙ СПАС
Покон и Глаголица
Сказка Лиса и журавль
Казачья лава - тактика атаки
Святки
Отклики о семинаре Михаэля Иберса 9-10 марта 2013
Преподобный Илия Муромец
Cочинение на тему айкидо от Антона Голуба
Русские боевые сказки
Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.
Комментарии ()