14 августа - ПЕРВЫЙ СПАС. МЕДОВЫЙ СПАС
Центр Гамаюн

Медо́вый Спас (также Ма́ковый Спас, Пе́рвый Спас) — народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершают малое водосвятие, начинают сбор мёда и его освящение. Русская православная церковь в этот день отмечает Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.


Другие названия
Первый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, «Макавей зельная» (белорус.), «Маковiя» (укр.), Маккавей.

о Медовом Спасе
Праздник, с которым связывают окончание лета. Это день пчеловодов. Пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. Строгим блюстителям обычаев и постникам только теперь разрешается есть мед. Первый добытый мед полагается освятить в церкви.
Первый Спас — начало Успенского поста (до 28 августа), о котором говорят: Спасовка — лакомка, а Петровка (Петровский пост) — голодовка. На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи. Отцветают розы, падают холодные росы. Этот день еще называли Мокрым Спасом, повсеместно шли крестные ходы на воду, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот. На Первый Спас святи колодцы.
Официально в церковном календаре первый Спас именуется: «Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице». Этот праздник был установлен в 1164 году. И поныне строго и торжественно соблюдается этот ритуал во время богослужения в церкви. На утреннем молебне выносят Крест из алтаря, и верующие отдают ему поклоны. На литургии освящается вода. Во многих местах в прежние времена совершали «крестный ход на воду» – к колодцам, на реку или озеро. После водосвятия крестьяне купались, в последний раз купали лошадей, пастухи загоняли в «святую купель» стадо – освященная вода оберегала впредь от разных недугов и людей и животных. С крестного хода и водосвятия Крест возвращается в церковь, и поклонение ему продолжается до вечера. А по совершении вечернего богослужения Крест уносят обратно в алтарь. День первого Спаса празднуется как день торжества напряженного крестьянского труда, как день «воздания почестей» всякой влаге – животворному источнику всех растущих плодов, питающих человека.


Первый Спас в народе имеет такие названия: Мокрый Спас в честь малого водосвятия, Медовый Спас, Маковый Спас или Маковей.
Это — первый из трех августовских праздников, посвященный Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название первого Спаса — Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня. В старинном греческом Часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары в августе Константинополь страдал от распространения различных болезней; поэтому издревле установился обычай выносить из храма святой Софии для освящения города и предотвращения эпидемий частицу креста, на котором был распят Иисус. Видимо, изначально праздник назывался не 'происхождение', а 'предисхождение', то есть вынос.


В русских православных деревнях первый Спас справляли без особой пышности — в эту пору крестьянину не до гуляний: нужно и косить, и пахать, и сеять; 'август — каторга', говорится в пословице. Но целый ряд традиций соблюдался. С 14 августа начинали собирать мак. Устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост. Устраивали так называемые 'сиротские и вдовьи помочи', когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились 'за угощение', а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов:


Ты — за себя, мы — за тебя,
а Христов Спас — за всех за нас!


 


Спас. Медовый спас



В церковном календаре


Греческий часослов 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честьСофии-Премудрости Божьей). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».


В Русской Церкви этот праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен Андреем Боголюбским в 1164 году в ознаменование победы над волжскими булгарами. Рассказ об этом читается в русских прологах Пространной редакции (самый ранний список начала XV в.). По мнению Е. Л. Конявской проложная статья была создана не ранее 1167 г. и явно до 1213/1214 г., а её автором был епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Нестор.


В этот день Русская православная церковь почитает: Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня; Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице; Семь мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара; священномученика Димитрия (Павского); мучеников в Пергии Памфилийской: Леонтия, Аттия, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минеона, Катуна и Евклея; обретение мощей преподобной Софии Суздальской.


Первый день Успенского поста, который закончится 14 (27) августа — накануне Успения.


На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.


 


Обычаи восточных славян


По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.


Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.



Макавей


14 августа день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером.


Съедобный мак является распространённым и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».


В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».


Спас на воде


«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.


 


Медовый Спас


Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд[4]. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня. Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.


Поговорки и приметы


На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.).
На первый спас лошадей (весь скот) купают.
Паши под озимь, сей озимь.
На Маккавеи собирают мак.
Дождь на Маккавея — мало пожаров бывает.
Отцветают розы, падают хорошие росы.
С первого спаса и роса хороша.
На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
Пчела перестаёт носить медовую взятку.
Заламывай (подрезывай) соты.
Во что Маккавеи, в то и разговенье.
Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

Егор Гамаюн

Центр Гамаюн




Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.