Центр Гамаюн

О "смысле существования" Разум холоден и служебен - это машина. Разум денно и нощно несет службу у Души. Служба эта заключается в том, чтобы сначала обеспечить выживание, а потом выстроить такие условия, в которых Душа "раскроется". Это большая задача. И она разбивается на множество более мелких задачек, дум и думушек. Этих думок так много, что мы не всегда в состоянии разглядеть, что на самом деле это не рой надоедливых пчел, а лествица - стремянка. В этой лествице все задачи строго увязаны между собой и ведут к самому главному - к Скуме. Орудие, дающее возможность выстраивать все цели в стремянку и выкидывать из неё все ненужное, называлось стариками наукой Целеустроение. Но это отдельный и большой разговор. И мы к нему вернемся, пока же важно понять, что такое Скума.

Каждый из нас на определенном шаге жизни начинает ощущать, что живет как-то не так. Как-то не по Душе. В современной, условно говоря, западной психологии и философии были попытки описать эти состояния Души. Причем как с позиции "атеистической" - Сартр и Хайдеггер, так и с позиции "религиозной" - Кьеркегор, Шеллинг и Ницше. Этих ученых мужей можно объединить в один ряд и дать этому ряду имя - Экзистенциализм. Пожалуй, в этот ряд можно поставить и Льва Шестова, и Николая Бердяева, и Федора Достоевского, и Льва Толстого. В той или иной форме они говорили об экзистенциальном кризисе. То есть, они описывали чувство тревоги и глубокий "психологический дискомфорт", которые рождаются при мыслях о смысле существования.

На мой взгляд, особо из этого ряда стоит выделить датчанина Кьеркегора, а из всего экзистенциализма - кьеркегоровское понятие "Отчаяние". Сёрен Кьеркегор отталкивается от христианского догмата о первородном грехе и определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние рассматривается им как единственная возможность прорыва к Богу.

По Кьеркегору, христианское понятие «греховность» следует понимать как осознование того, что Душа несовершенна. Корень всех несовершенств, грехов и страстей – это себялюбие. Из себялюбия растут и тщеславие и гордыня, и уныние и печаль. Себялюбие проявляется как постоянное самолюбование, которое перекрывает «благодатную светоносную энергию», идущую от Бога и позволяющую человеку слиться с Богом и стать Богом.


Понятие "отчаяние" и в русском душеведении стоит особняком.

Отчаяние

Хитрой мазыкской науке я учился у Шевцова А.А.. С его слов, старики, у которых он учился, жили и уходили в состоянии Отчаяния. Мой предок по линии матери был челдонский казак. Он был "галдун" (характерник) и, со слов бабушки, многое умел, знал, творил чудеса, и он тоже говорил об Отчаянии. В русской воинской культуре слово отчаянный использовалось для обозначения высоких состояний Духа, которые, как правило, рождаются тогда, когда тебе уже больше нечего терять.. когда уходит страх потерять что-либо.. Мой прапрадед так же говорил и о том, что человек еще при жизни может стать покойником - упокоиться. И те же мазыки (потомки скоморохов) имели "пальцовку", изображающую покойника. Есть такие люди - они живут, дышат, едят, работают, занимают определенное (может быть и весьма высокое) место в обществе, но при этом они немножко неживые - им как будто не хватает чего-то самого важного. Это "самое важное" трудно уловимо для языка и поэтому трудно описываемо, но мы всегда в состоянии распознать, что этого нет..

Стремиться вперед — значит потерять покой,
оставаться на месте — значит потерять себя.
Серен Кьеркегор, датский философ


Эти слова стоит примерить на свою жизнь. И тогда линия жизни условно разделяется на две большие части - жизнь до и жизнь после появления чувства "отчаяния". И те, кто теряет покой и отправляется в Путь, обретают на этом пути Себя. Те же, кто выбирает покой, предают себя и надолго себя теряют. Потеря покоя - это потеря и образа жизни, и многого из того, с чем не хочешь расставаться. Например, с сытостью и благоустроенным бытом, с удовольствиями. Но часто в такой сытой и спокойной жизни нет самого главного, и в ней точно нет Огня - Душевного Горения. Душа же имеет огненную природу. И только жизнь по Душе рождает горение, которое топит и собственное тело (делая его живым и текучим) и растапливает холод окружающего мира.
Для того чтобы начать жить по Душе, стоит глубже всмотреться в потерю покоя. Хотя бы для того, чтобы не променять настоящую жизнь, на жизнь "покойника". Когда старики говорили о потере покоя, они всегда обращались к русской сказке. Обратимся и мы.

 

Русская сказка

Многие русские сказки начинаются именно с потери покоя.

Наиболее глубоко русскую сказку исследовал Пропп. Наиболее полно это исследование раскрыто в его работах "Морфология сказки" и "Исторические корни волшебной сказки". Пропп проводит структурный анализ волшебных сказок, и благодаря этому ему удается выделить повторяющиеся постоянные элементы, которые свойственны всем сказкам. Эти повторяющие элементы Пропп называет "функции действующего лица". По Проппу этих функций насчитывается 31. Если всмотреться, то становится очевидным, что эти функции являются этапами совершенствования Души. Если говорить русским языком, то эти Функции есть не что иное, как Действия. И с точки зрения Душеведения как науки, эти Действия можно свести к 8-9 вместо 31. Сквозь эти Действия сказка читается совсем иначе. Эти Действия - это ключи, позволяющие открыть то, что "закодировано" в русской волшебной сказке. А закодировано в русских сказках знание о том, как и куда идти Душе. И складывали их знающие люди, и хранится в них сама душа русского народа.»

Некоторые сказки настолько прозрачны, что являются готовыми методическими пособиями по ДушеВедению. Например, сказка "Хрустальная гора" подробно описывает, как делать Целеустроение на жизнь. В сказке "Волшебное платье" описывается Кресение. А в сказке "Три царства" - состав человека, вплоть до описания "ядер сознания".

Почти каждая русская сказка начинается с описания потери покоя.
В некоторых сказках потеря покоя вызвана бедой. Беда же приходит в виде вреда - ущерба:

· · Змей похищает дочь царя
· · Мачеха велит зарезать волшебную корову
· · Жар-птица ворует золотые яблоки
· · Служанка вырезает глаза своей госпоже
· · Царевна похищает талисман Ивана


Это действие задает всё движение сказки. Но не каждая сказка начинается с вреда, некоторые исходят из ситуации нехватки или недостачи. Например, Ивану недостает волшебного коня или волшебной сабли. И ущерб, и недостача определяют следующий этап завязки: Главный герой отправляется на поиски. Так начинается большой Путь, причем сам путь может описываться в виде истоптанных трех пар железных башмаков. В сказке сам по себе Путь не является действием. Действие - это всегда Остановка на Пути. От действия к действию герой из состояния нехватки приходит к состоянию обретения. Если задуматься и всмотреться, то этот путь будет виден как движение от неполноты к полноте.
Что такое эта НЕПОЛНОТА с точки зрения Души? Если исходить из того, что душа это тело, а значит, имеет некий объем, то неполнота эта похожа на пустоты или даже скорее изъяны в Душе. Как дыры в головке сыра. Иначе говоря, в Душе есть несовершенства, и эти несовершенства ощущаются нами как неполнота. И чем острее чувство неполноты – тем неизбежней потеря покоя - то есть, тем неизбежней отправление в Путь.

 

Волшебные помощники


В сказке на этом Пути герой зачастую обретает волшебных могущественных помощников - людей, существ, или ему начинают служить силы. И, как правило, чем ближе герой к обретению полноты, тем могущественней и чудесней силы, которые он обретает. Если теперь опять вернуться в начало сказки, то становится видно, что эти силы служили герою и в начале, но были им утрачены. Как это понимать? В конце пути ты обретаешь то, чем и так владеешь в начале? Какой в этом смысл?

Давайте разберемся. Сказка - это описание совершенствования Души. А что мы знаем про Душу? То, что Душа воплощается в Тель, и Тель сразу накладывает на нее свои ограничения. Душа, вложенная в Тель, уже не может летать, например, мгновенно оказываясь в любой точке Вселенной. Она утрачивает и другие свои возможности и способности. И судя по всему, они велики, если не сказать больше.

На основе этого предположения, объяснение смысла утраты и обретения чудесных способностей может выглядеть так:
«Имея такие способности в своем распоряжении, как могу я взять и убрать какой-то там изъян? Но я его ощущаю.. И убрать хочу.. Как мне это сделать? А что если мне взять и отрезать себя от своих способностей и поместить себя в условия, в которых моё несовершенство обязательно проявится? Это идея! И вот я уже воплотился человеком.. Я знаю, что изъян у меня далеко не один, поэтому я буду раз за разом воплощаться, помещая себя в те условия, в которых я смогу это конкретное несовершенство проработать. И каждый раз это будет некий замысел - замысел всего воплощения. »

Скума

Основной замысел воплощения старики называли словом Скума. В некоторых случаях человеку удается пройти две Скумы и даже больше. У большинства же после воплощения Скумы начинает убывать Охота, и тогда человек либо теряет интерес к своей земной жизни, либо переходит в наслаждение бытием и доживает свою жизнь, уходя из неё в Светлую.

Скума может быть любая, её величие не в масштабе, а совсем в другом. Кому-то за жизнь нужно научиться быть добрее; кто-то приходит ради того, чтобы создать школу воинского искусства; кто-то ради больших государственных дел; кто-то ради создания пространства, где другие души смогут раскрываться и совершенствоваться; а кто-то приходит и ради того, чтобы научиться плакать от красивой песни.. Для воплощения любой из этих задач, человеку придется что-то в себе качественно поменять – изменить на уровне Души.
В течении достижения Скумы человек проходит определенный путь, и на этом пути он упирается в помехи, которые главным образом в нем самом, и если ему не удается их преодолеть - тогда он не выполняет Скуму.. Помехи эти, большей частью, являются указанием на некое несовершенство. Если это так, тогда способность человека совершенствоваться напрямую зависит от его способности извлекать уроки из того, что с ним происходит. Если же начать проламываясь сквозь помехи на силе, тогда получается, что просто уходишь с того места, где сам хотел оказаться.

Чем сильнее ощущение уходящей Скумы - тем острее Отчаяние. Возможно, в раннем детстве мы знаем (помним) то, ради чего пришли. Но большинство людей, по мере роста Личности (обрастая мутью – лопотью) это знание забывает. Поэтому с ходу бывает трудно достать из себя знание о том, ради чего воплотился. К этому знанию можно приближаться постепенно – что мы и делаем всю жизнь. Мы идем как бы от противного – от неполноты к полноте.


Но можно сделать большой шаг. Этот шаг - это создание подробного описания условий, которые тебе необходимы для жизни по Душе. Достижение Скумы требует определенных условий. Можно сказать, что Скума требует обретения такого мира, в котором будут эти условия.

Задание


Шаг первый
Нужно сесть и выписать условия, в которых ты будешь жить по Душе. После того, как это описание будет сделано, нужно пройтись по списку еще раз, просмотреть и выбросить из него лишнее. А потом по списку стоит пройтись еще и еще раз.. и еще раз выбросить из него все лишнее..

Шаг второй
Потом нужно сесть и описать условия, в которых ты находишь сейчас.

Шаг третий
Сравните два мира так, чтобы видна стала разница.

Шаг четвертый
Примерно прикиньте какие жизненные шаги нужно сделать, чтобы преодолеть эту разницу.

Шаг пятый
Найдите хотя бы одно дело, от которого возникает ощущения, что оно:
· - либо не по силам
· - либо вообще недостижимо

Итог
Так можно найти дело и найти своё несовершенство.

И еще, не бойтесь одиночества и не бойтесь отчаяния. Это начало Пути Самопознания и Пути к Богу. Но не впадайте в уныние и печаль. Когда направление Пути найдено верно, возникает радость, а вместе с ней желание и сила этот Путь пройти.

Сувор Сватнаумович

Егор Гамаюн

Центр Гамаюн




Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.