Психологи разоблачают «науку» экономику.
Центр Гамаюн

Большинства психологических исследований в денежно-финансовой сфере является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят, делают (или не делают) сбережения, берут в долг и делают подарки, иногда совершенно противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди совершают ошибки не в силу незнания экономических законов, а по причине неврозов и зависимостей действуют себе в ущерб – хотя и против своей воли, но вполне сознательно.

 


Деньги как потенциальная пища.


Т. Вайсман в работе «Деньги как мотив» пишет:


«Для клептоманов или женщин, разоряющих мужчин, деньги символизируют утраченные интроектированные объекты (моё примечание: «интроектированные» – значит полученные без самостоятельных усилий); они стремятся к деньгам, чтобы тут же от них избавиться. Люди с депрессивным характером, которые страдают от эмоционального голода, рассматривают деньги как потенциальную пищу.


Для одних деньги символизируют их сексуальную состоятельность, и они воспринимают потерю денег как кастрацию.


Другие в минуту опасности начинают жертвовать крупные суммы денег в целях «профилактической самокастрации».


Третьи тратят деньги совершенно импульсивно, без всякого учета их реальной стоимости. Почти каждый из нас действует в ущерб своим интересам, когда речь идет о «бесценных» объектах, например бабушкин червиз. В тоже время, может быть назначена цена за человеческую жизнь.


Всеобщая эквивалентность денег – это иллюзия: на «кровавые деньги» (моё примечание: «кровавые» – значит деньги за информацию о преступнике, которого осудят на смерть) покупают совсем не то, что на честно заработанные, а деньги, полученные в дар от короля, – это не то же самое, что выигрыш в лотерею».


Подтверждается тезис о том, что деньги обладают отпечатком индивидуальности своего хозяина. Отсюда следует вывод, что деньгами должен распоряжаться исключительно только тот, кто их заработал.


Банкир, который распоряжается чужими деньгами, не видит происхождения денежных сумм, банкир не знает, сколько пота или крови было пролито, чтобы обрести эти невзрачные бумажки и монетки. Деньги, намозоленные чужим трудом, банкир с лёгкостью отдаст организаторам глупейшего инвестиционного проекта.


Верить в способность банкира предсказывать будущее – верх наивности. Для современного человека, как и для его далекого предка, деньги таят в себе что-то мистическое. Они способны проникать в самые иррациональные и глубинные личностные пласты и пробуждать жадность, ревность, зависть и страх. Большинство людей верит, что многие из их повседневных проблем можно было бы разрешить, если бы у них было достаточно денег.


 


Психологи подтверждают связь денег с инстинктами.


В западных странах деньги слишком осквернены, чтобы использоваться для некоторых особых случаев: за деньги нельзя купить невесту, освобождение от уголовного наказания и, в идеале, политическую должность. Деньги рассматриваются как неподходящий подарок, поскольку представляют собой слишком точную меру любви. Иудео-христианская этика относится к деньгам противоречиво: с одной стороны, верующих призывают быть бескорыстными, альтруистичными и аскетичными, а с другой – трудолюбивыми, бережливыми и справедливыми.


 


Подробнее о семинаре «Деньги».

Андрей Фунтиков

Центр Гамаюн




Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.