Об опорах сознания и подвижничестве - через Айкидо, Любки и Йогу
Центр Гамаюн

Есть только один путь — на Небеса

Выдающийся антрополог Мирча Элиаде в своем труде «Миф о вечном возвращении» убедительно это доказал. Этот миф движет человеком либо явно, либо скрытно. Этот миф пронизывает все старые традиции — от философии и сказок, до религий.

Это один из самых базальных мифов в нашем сознании.
Если говорить по-русски, то это часть нашего Материка — то есть часть самой глубинной основы нашего образа мира.

Любому человек стоить научиться видеть в себе эту часть — хотя бы для того, чтобы не стать добычей тех, кого старики называли Ловцами Душ.


 


Современный мир заполнен религиями. Что это слово означает ?


 Слово Религия (от лат. Religio) — это буквально связь.



Re переводится «снова», а Ligare – «соединять». 


 Имеется ввиду слияние, или соединение, воссоединение, или восстановление своих утерянных (утраченных) отношений с Господом. 


 


Вот что пишут исследователи:

«Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом.


Подобным же образом понимал существо религии и блаженный Августин, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, то есть воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare».


 


В санскрите есть глагол «йудж», который означает «связь», «соединение»


 


Аналогом в санскрите есть корень «Йудж» — отсюда появилось слово — йога.


 


Санскритский корень «йудж» означает — «связь», «соединение». Санскритский глагол «гати» означает — «идти» или «шаг» (гатить — по русский значит прокладывать путь обычно по топкому и зыбкому месту).

Соответственно Йо-Га — это сокращенное от Йудж-Гати — то есть, путь воссоединения с Богом. Почему с Богом? Здесь надо вспомнить миф о том, что «боги» принесли в жертву Пурушу, разделили его на части (амша) — так появился человек. Так человек, стремясь вновь  обрести свою Божественную Природу, жаждет воссоединиться с Богом и стать Истинно Цельным.


Обычно перед словом йога ставят слово означающее метод — «хатха», «раджа», «гуру» и т.д.


Высшей йогой считается бхакти-йога. То есть, метод прямого созерцания Бога и приближения к нему (с этой точки зрения Православное Христианство является бхакти-йогой).


 


ОТ ТЕЛА К ДУШЕ. МЕТОДЫ
 


Теперь о методах. Очевидно, что двигаться по этому пути надо последовательно и постепенно. Не перепрыгивая через ступеньки. И вспять.


 Вспять это значит,  что начинать нужно с тела.


Лествица духа в материю


Возьмем для сравнения йогическую работу в асанах (по Патанджали).

Если видеть тут только общеукрепляющую физкультуру, это не будет йогой.


Какая работа ведется в асанах и пранаяме с точки зрения «йудж-гати» ?

Работа в асанах и в пранаяме — это всегда работа на Пределе.


Мы к нему приближаемся и на «один вдох» пробуем выйти за него.


 Если удается убрать помеху (ту, что нас ограничивает), тогда проходим за ограничение — становимся Сва-бо-дней.


 
И Предел вновь отодвигается.


И мы опять идем дальше.


 


Это очень тонкое состояние.


Оно требует человека целиком.


Всю силу его Жизни и силу Души


И постоянного Присутствия.


 


Старики говорили, что главное чему стоит обучиться в течении всей жизни -
это научиться жить в состоянии постоянного Усилия.
То есть, не просто жить, а Гореть.  


А на исходе жизни Светить.
 


В общем йога как метод обучает тому,
без чего невозможен Духовный Путь


это Подвижническое состояние


 Обучает этому не только йога, но и боевое искусство (например, айкидо и русская борьба).


 В боевом искусстве, где главный противник — это ты сам, продвижение невозможно без постоянного яростного горения.


 


 


ТЯГА К ЗЕМНОМУ ИЛИ ОПОРА НА НЕБЕСА


 Помимо раскрытия способности жить в состоянии Усилия


йога, как и айкидо, как и Русская Борьба (любки, пластания, казачья боевая традиция) могут высветить человеку его тягу к земному..


 Что это значит ?


 Например, точки зрения айкидо (по-японски) и кототама (наука о «слове-духе») имя Христа звучит как:


 Ки-ри-су-то


 


«Тот, кто полностью отсек все связи» (с мирской жизнью)


 «Ки-ри-су-то» как принцип пронизывает и русские сказки:


 Вспомним сказку «Битва на калиновом мосту»:


 


«Размахнулся Ванюшка, сбил Змею три головы, а Змей его по щиколотку в землю вогнал, подхватил свои три головы, чиркнул по ним огненным пальцем — все головы приросли, будто век не падали. Дыхнул на Русь огнём — на три версты всё поджёг кругом. Видит Ванюшка — плохо дело, схватил камешек, бросил в избушку — братьям знак подать. Все око­шечки вылетели, ставенки в щепы разнеслись — спят братья, не слышат. Собрал силы Ванюшка, размахнулся дубиной — сбил Змею шесть голов. Змей огненным пальцем чиркнул — приросли головы, будто век не падали, а сам Ванюшку по колена в землю вбил. „


 


Смотрим, что происходит: Змей не бьет в уязвимые места, не рубит голову, но вбивает Ванюшу в землю — по щиколотки, по колени, по пояс, по грудь, по плечи. У него нет задачи убить героя — напротив, его задача вколотить героя как можно глубже в Землю. Змей привязывает героя к Земле. Что это значит? Это значит, что каждая победа змея, усиливает “тяги земные».


 


Старики-мазыки (те, что подвизались в Исихазме) на вопрос: что самое главное в традиции ?


 говорили: главное ослабить ЗЕМНЫЙ ТЯГИ


 


В Нагорной Проповеди Иисуса Христа есть такие слова:


 «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,


 но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,


 


ибо где сокровище ваше, там будет и Сердце ваше» (от Матфея, гл. 6. 19-21)


 


Если присмотреться на изображения святых на иконах, то они подобны пламени свечи -  ровно текут строго вверх, к Небесам.

Это совершенная позиция.


 В любках это называется Ровная Дрежа


 В айкидо это совершенное камае


 В йогетадасана.



И не случайно любое занятие начинается с вхождения в «ровную дрежу» или тадасану. Эта «структура» является несущей — все остальное (асаны, позы, техники, приемы и т.д.) как бы нанизываются на неё.


 


Еще на Руси говорили «торшак» — столбик.


 


Но смотреть надо не только на физическое тело.


Занимаясь только им, мы не сможем добиться совершенной позиции.

Сквозь тело нужно научиться Видеть Душу.
Физическое тело лишь одето на Душу,
подобно тому, как перчатка одета на руку. Перчатка скрывает руку и если пошевелить рукой, то кажется что шевелится перчатка, но самом деле двигается рука и мы это знаем. И в любой момент можем обнажить руку, сняв с неё перчатку.

Также и тело — источником всех его движений является Душа.
Но обнажить Душу, с ходу сняв с неё физическое тело, как скафандр мы не можем.

Однако через тело мы можем начать изучать состав,


при помощи которого Душа предает управление на тело.

Этот состав называется опорно-перовой. Сокращенно «мостоши».

Душа в теле как бы мостится — из сознания сгущает плотности,


которым соответствуют и телесные напрЯжения.

Внимание! А теперь важно !

Если Душа совершенна,
то и в теле она мостится так,
что тело выстраивается ровно.


 Но поскольку мы «грешны»  и в Душе нашей много разных влечений,


то вслед за этими влечениями мы съезжаем с торшака.


 


Так у нас появляются опоры сознания.


По сути мы сами себе тюремщики. Нам кажется, что мир держит нас, но самом деле это мы держимся за мир — опираясь на него. Это похоже на костыли, только таких костылей множество и они в сознании.
 


Через созерцание опор сознания и напряжений в теле,


мы можем выявить и несовершенства нашей Души.
 


В йоге, в айкидо и в любках это созерцание является важней составляющей.
 


По сути любой метод, где от нас требуется работа на пределе и работа с равновесием ХОРОШ !


Потому как через эти методы можно выявить наши «земные тяги». 


а выявить бывает самое сложное..


а после того как выявил, уже все становится просто — самонаблюдение, тропление и исповедь.


 


ДЛЯ СПРАВКИ, ПРО ОПОРЫ СОЗНАНИЯ


 


МОСТОШИ (МОСТЫШИ) - тонкий опорно-силовой или опорно-перовой состав. Силовые опоры, перья, на которых выстраивается тело — мостится (отсюда и мостоши) — Земля тянет Тель вниз, а Дух все время всплывает вверх (указывает) — поэтому мы и ходим прямо. (Из словаря офенского языка Даля: мостышъ – гвоздь, кость) Для того, кто начал уже в теле жить жизнью души, мостоши становятся чем-то вроде крыльев. Такой человек уже не ходит, опираясь на землю, он уже немного летит – душой в теле. В начале обучения Любкам наравне  с встраиванием на состояние Позволения новичка встраивают на Видение Мостошей. И тут важно донести мысль, что кости и суставы — это не опоры. Только анатомы считают их опорным механизмом человека. В действительности это лишь распорки, ребра жесткости, их можно использовать, но опоры мы строим из сознания. И сознание тут важней всего, потому что судьба костей без сознания — лежать кучкой.  


МОСТОШЕЙ СОЗЕРЦАНИЕ – «Мостоши — это поток, водопад крошечных движений, зеркально повторяющих мир, в который я пришел. Именно в них нужно смотреть, чтобы познавать мир, заглядывая в себя. И именно они воплощают мечту человечества, обрести покой внутри движения.     Когда вам удастся почувствовать покой, вспомните, что в это время вы обернуты в кокон из бесконечного движения.


        Как образы, мостоши идеальны. Так сказала бы старая философия. Но в действительности все образы сделаны из материи сознания, из пары. При этом они могут воплощаться еще и в мышцы и кости, а могут и не воплощаться. Или же воплощаются в общественные отношения или даже вещи, которыми мы закрываемся от действительного мира. Но об этом потом. Начать надо с мостошей, воплотившихся в телесные ткани.» (из книги Шевцова А.А. «Русский бой на Любки») 


МОСТОШЕЙ УСТРОЙСТВО – «У опорно-перового состава есть свое вполне определенное устройство, соответствующее нашему костяку. Мазыки использовали слово «костяк», чтобы говорить собственно о костях нашего скелета. А чтобы обозначить опорное устройство, которым является для нас костяк, говорили о нем же, как об остове.


        Остов или основа опорно-перового состава, как вы можете видеть, состоит из ног, таза, позвоночника, грудной клетки, рук и головы. Всё это — тяжелые части, каждую из которых надо учитывать, потому что, давая основу для опоры, они в то же время и есть то, что надо поддерживать. Рисунок остова прост: две палочки снизу, галочка таза, палочка позвоночника, соединяющая таз с клетью, рамка из рук и плеч и шарик головы. Если мы посмотрим, как удержать этот верх неуклюжести стоящим, то будем весьма озадачены, потому что такое стоять не должно. Но природа или бог справились с этим. Весь остов делится на две части и посередине, прямо в таз кладется шар, который мазыки называли Вихторой. Таз, наверное, потому так и называется, что в нем плещется то, что без него разлилось бы. На телесном уровне — кишки. На уровне незримого состава — шар Вихторы.


        Он тоже будто бы слегка жидкий, как ртуть, к примеру. И очень подвижный. К нему и крепятся все мостоши. Причем, крепятся внахлест, так сказать, крест накрест, чтобы можно было создавать натяжку. Как вы понимаете, ленты опорных растяжек должны уходить от Вихторы и вниз и вверх. Вниз они уходят к ножным опорам. Они называются Подвихроры, потому что связаны с бедренными суставами. Любые суставы у офеней назывались вихрорами. Растяжки, уходящие вверх, крепятся к той части грудной клети, что находится под головой. Голову, как вы помните, в старину клали на плаху. Поэтому часть груди, на которой лежит голова, так и называлась Плахой. Наверное, это должно было напоминать о смертности тела. Растяжки ложатся вокруг Вихторы, накручиваясь на нее крепящимися концами, а внутрь телесной рамы, называвшейся раменье, выходят всегда двойным крестом, который назывался Мостошным или Мостовым Офесом. Крест этот двойной, как вы понимаете, потому что растяжки крепятся и под и над шаром Вихторы. К тому же вдоль по позвоночнику и по срединной линии груди идет растяжка, называвшаяся Становой тягой. Это широкая линия мышечных напряжений, позволяющая нам сгибаться и разгибаться вперед-назад. Кроме этих основных растяжек в теле постоянно возникает и пропадает множество временных мостошей. Мостовой офес обеспечивает прямохождение, а временные мостоши — различные виды сложных движений. Если хорошо поработать с Офесом, то они все становятся видны. Но чтобы работать с ним, надо не забывать, что растяжки способны превращаться в распорки. Точнее, временами те же мышцы работают на растяжение, а временами они становятся подобны жестким комкам, не дающим сжиматься. Все борцовская работа в Любках строится именно на видении мостошей.» (из книги Шевцова А.А. «Русский бой на Любки») 


МОСТОШИ СОЗНАНИЯ – то, на чем мостится (опирается) человек в своем сознании. Человек может быть сам себе опорой – цельным и устойчивым, но будучи существом общественным, он наполнен смыслами, а значит и различными значениями. Каждое такое значение является для человека той опорой, посредством которой он опирается на «мир-общество» (мир людей). Мостоши сознания – это Значения Сознания.


СОЗНАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ – «В каждой среде есть свои хищники — в океане акулы, в пустыне львы, а в сознании значения…


 … значения существуют только в сознании и только для сознания. Их нет для тела и нет для духа. А раз они существуют в сознании, значит, они образы с определенным содержанием.» (из книги Шевцова А.А. «Русский бой на Любки»)


            Значения сознания являются теми опорами, на которые мы опираемся как на костыли. Такие опоры — это такой образ взаимоотношений с другим человеком, в котором ты рассчитываешь получить от другого что-то такое, что вложишь в свой мирок, как большой строительный кубик, который будет всё держать. Очевидно, что если этот кубик вынуть из «общей пирамиды», то все начнет разваливаться. Таких взаимоотношений с окружающими нас людьми много, это похоже на путы, которыми оплели Гуливера лилипуты, пока он спал. «Освобождение души от пут опор сознания дает сердце льва и крылья для душевного полета.» (из книги Шевцова А.А. «Русский бой на Любки»)

Егор Гамаюн

Центр Гамаюн




Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.